тел. +7-911-38-27-189 e-mail: eegeka@yandex.ru

Баня и Высоцкий

Банька по-белому - это человеческая жизнь…

     Тема песни «Банька по-белому» - судьба бывшего лагерника. Кто он, этот человек с «наколкой времен культа личности» – профилем Сталина «на левой груди»: работяга, интеллигент, политический? Высоцкий передает мысли и настроения одного из десятков миллионов тех, чьи судьбы были искалечены режимом:

     Вспоминаю, как утречком раненько
     Брату крикнуть успел: "Пособи" –
     И меня два красивых охранника
     Повезли из Сибири в Сибирь.
     Сколько веры и лесу повалено,
     Сколь изведано горя и трасс!

     Герою предстоит возвращаться к нормальной человеческой жизни, привыкать к ней. Высоцкий – мастер метафоры, и «банька по-белому» здесь – это метафора нормальной («белой») человеческой жизни.

     Протопи ты мне баньку по-белому, –
     Я от белого свету отвык, –
     Угорю я – и мне, угорелому,

     Пар горячий развяжет язык.

     С горечью расскажет друзьям побывавший «в карьере ли, в топи ли» о «холодном тумане» пережитого. Его самого «знобит от рассказа дотошного». Окунаясь «в горячий туман», распалившись на полке баньки, он надеется истребить в себе все сомнения, изгнать боль и отчаяние, накопившиеся за годы, проведенные «в местах, не столь отдаленных»:

     Эх, за веру мою беззаветную
     Сколько лет отдыхал я в «раю»!..
     Променял я на жизнь беспросветную
     Несусветную глупость мою.

     «Я от белого свету отвык», - признаётся герой, умоляя хозяйку: протопи ты мне баньку по-белому! Где же ещё, если не в русской бане человек может разомлеть «до неприличности», «угореть» и наслаждаться до самозабвения, а обдавшись ковшом холодной воды оставить позади все неприятности. И тут же как свидетельство пережитого – «наколка времен культа личности/ засинеет на левой груди»: это навечно, навсегда… Каждый раз, парясь в бане, молодой, сильный мужчина будет ощущать прошлое:

     Застучали мне мысли под темечком,-
     Получилось, я зря им клеймен?!
     И хлещу я берёзовым веничком
     По наследию прошлых времён.

     Но зато в настоящем – «А на правой – Маринка, анфас». Прямо, с улыбкой, смотрит на него любимая девушка, женщина, и это приносит с собой умиротворение, желание жить, смыв с себя «жизнь беспросветную», «наследие прошлых времен».

     Лирический герой этой песни предельно обобщен. Арест был необоснованным и неожиданным, как и бесчисленные другие аресты в то время, иначе герой стихотворения был бы к нему подготовлен психологически и пережил бы его эмоционально задолго до ареста.

     Замечательна последняя строка, самая, пожалуй, интересная и емкая во всем стихотворении: «Протопи! Не топи! Протопи!» – это прямое обращение за помощью, поддержкой; «протопить» – значит помочь вернуться к нормальной («банька по-белому») человеческой жизни.

     Затем следует обращение на первый взгляд с противоположным смыслом: "Не топи!..", имеющее здесь несколько значений.

     Первое: просторечно-жаргонное, экспрессивное, которое можно понимать как «не отрекайся, не губи, мне нужна твоя помощь, твоя поддержка, без нее мне не выжить, она единственное, что осталось в моей жизни».

     Второе: прямое значение, которое содержит просьбу не топить баньку, «повременить топить баньку по-белому, потому что еще слишком болит то, что осталось в прошлом, что стало слишком дорогим, чтобы с ним легко можно было распрощаться и его забыть». Отказаться от этих лет, забыть их – значит тоже предать, предать себя, часть себя, своего прошлого. Но с прошлым надо было расставаться, жить только им одним невозможно.

     И наконец, в финале повторяется первое слово строки: «Протопи!..», но звучит оно по-новому, с новым эмоциональным содержанием, как решение собраться с силами и вернуться к жизни, преодолеть трагическое прошлое. Оно звучит здесь особенно сильно еще и потому, что рифма здесь мужская, сильная, так как последний слог ударный. Возврат в прошлое невозможен, прошлое надо преодолеть!

     В этой короткой, ёмкой и экспрессивной строке – вся судьба лирического героя, его эмоциональный надрыв, боль, растерянность перед противоречиями эпохи и желание выжить.

     Лирический герой Высоцкого – это не только человек действия, но и философ, мучительно размышляющий о жизни и смерти, о добре и зле, о времени и судьбе, своей судьбе и сущности человека, о смысле жизни. Причем, как всегда, ту или иную философско-этическую идею, проблему лирический герой переживает с полной душевной отдачей, на пределе чувств, трагически осознавая свое несовершенство и несоизмеримость с огромным миром. Иначе он не был бы лирическим героем Высоцкого.

     Протопи ты мне баньку по-белому, –
     Чтоб я к белому свету привык!
     Угорю я, и мне, угорелому,
     Пар горячий развяжет язык.

     Одной из причин популярности Высоцкого лежит некий языковой феномен: он обратился к жанру, уже получившему распространение в ту лагерную эпоху – жанру блатной, или дворовой, песни, которая жила своей жизнью, была популярна и до него. Это был мощный пласт народной культуры. Сам поэт позднее говорил об этом так: «Начинал я с песен, которые многие почему-то называют дворовыми, уличными. Это была такая дань городскому романсу, который был в то время совершенно забыт. И у людей, вероятно, была тяга к простой человеческой интонации. Они были бесхитростными, эти первые песни, и была в них одна, но пламенная страсть: извечное стремление человека к правде, любовь к его друзьям, женщине, близким людям». Главное в этих песнях – живое слово, взятое из жизни, из разговорной речи. Высоцкий развил жанр, и явление получило со временем иное название – «авторская песня».