тел. +7-911-38-27-189 e-mail: eegeka@yandex.ru

Баня и русский свадебный обряд

Посылала я брателка:
- Истопи-ка, субрателко,
Мне-ка баню-ту парную.
- Да какими дровами-то?

Свадебная причеть на баню

     Путешествуя по русским северным губерниям можно наблюдать не только красоту природы или своеобразие памятников зодчества, но и редкие в наши дни истинно народные традиции и обычаи. Кажется невероятным, но в некоторых местах до сих пор сохранились элементы старинной свадьбы. На самом деле народная свадьба при всех её изменениях это не произвольный набор песен и обрядовых действий, а достаточно определенная, исторически сложившаяся целостность. Поражаешься удивительно красивым напевам причётов, сопровождающих каждый элемент свадебного действия: во-первых, это сватовство, затем осмотр хозяйства жениха, запоруки, т.е. сговор родителей невесты со сватами и женихом о свадьбе. Наконец, свадебный день, который начинается с бани.

     Однажды мне довелось побывать на концерте в местном клубе с постановкой «свадьбы», воскресившей на вечер ушедшее в прошлое старинное обрядовое великолепие. Многое осталось «за кадром», но знатоки сохранили в памяти и записях то, что особенно меня заинтересовало. Об обычае начинать свадебный день с того, что невесту ведут в баню рассказала одна из участниц самодеятельности Плотникова Пелагея Степановна, колоритный образ который дополнялся ярким, самобытным северным говорком. « В свадебный день в баню-то невеста одна не ходила, подружек сговаривала, али с бабкой-знахаркой. Мытьё невесты в бане – обязательный свадебный элемент. К нему отдельно платье (бельё) готовилось, дровами особыми баню топили, причётки подбирали. С утра много работы. Надо готовить стол, прибирать, чистить, укладывать дары, приготовленные невестой с подругами на неделе – все в суете и в сборах. В 8 или 9 часов ведут невесту в баню. Уревелась девка-то за неделю, умаялась, ухлесталася. Моется с причтами на баню, как бы просит истопить баенку, а потом и поблагодарить надобно:

1. Моя родимая сестрица,
Затопи-ка ты, сестрица,
Уж ты баньку – ту парную,
Парную, неугарную.
Ты помой-ка меня, сестрица,
Девушкой-то не в первый раз,
В дивий век-то в последний раз.

2. Пойду-схожу я, девица,
В дивью баню-ту, парушу,
Дивья баня та, паруша,
Парцива, неугарцива.
Тебе спасибо же, сестрица,
Ты топила,старалася,
Для меня, младёшенки,
Для меня, красной девицы.

3. Моя родимая сестрица,
Тебе спасибо же, сестрица,
Дак тебе за баньку – ту парную,
Да парную, неугарную.
Уж я помылась, попарилася
Уж девушкой-то не в первый раз,
Уж девушкой да в последний раз.

     Моя собеседница поставила на стол горячий самовар, пышки и продолжила свой рассказ, из которого я узнал о некоторых таинствах совершаемого действа. Оказывается, «бань» было две: реальная, настоящая баня, в которой девушка, порядком нахлеставшаяся за неделю, смывала пот и грязь; но была ещё и другая, символическая баня, банный причет, с которым девушки выходили из избы:

Посылала я сношеньку:
- Ты сходи-ко, невестушка,
Истопи мне-ка баню-ту парную.
- Да какими дровами-то?
- Ялови- те трескуцие,
Берёзовы – те дак жаркие!

Сноха: «Баня готова, дак поди, мойсе!»

Вы пойдемте, голубушки,
Со мной в баню-то парную.

     (Ребятам на лавке у порога):
Молодцы вы удалые,
Соколы вы крылатые,
Вы пойдемте, молодцики,
С нами в баню-то парную.
Хоть мы примолвить-то примолвили,
А вам идти с нами не по што
Да с нами делать – то нецево.

     - Одне пошли, - тут же комментирует Пелагея Степановна,- сходили тамотка на мост, постояли, теперь пришли. Кака баня? Только так… А вот откуда я родом, там и по- другому бывало. В бане пот на носовик насбирают, навыжимают, а жениха, когда придёт по невесту, там ему в пиво и подсахаривают.

     Расспросив поподробнее, я выяснил, что в баню тут невеста ходила с бабкой- знахаркой, помогавшей ей совершать определённые обряды. В бане, после того как невеста вымоется и хорошенько пропарится, знахарка собирает фаткой невестин пот, выжимая мокрый платок в стеклянный пузырёк. Собранный пот этот вольют в пиво жениху, чтобы связать таким образом молодых нерасторжимой связью. Говорят: как этот поток сохнет, так бы раб божий … сох по ней; были бы мои слова крепки, лепки, памятны. С той же целью («чтоб любови было больше») невеста надевала в бане на потное тело рубаху и штаны, приготовленные ею в подарок будущему мужу. Рубаху эту затем выкатывали и завязывали в дары, а жених надевал её после свадебной ночи, отправляясь в гости к тёще. После бани невеста надевает новый сарафан. Те, кто были с ней в бане, тоже моются.

     Вариант: лицо невесте пивом умывали в бане. Затем пиво собирают, бабка-знахарка заговаривает, дают выпить жениху и всем приезжим, свёкру и свекрови – «чтоб любили».

     Дополнительно существовал и такой обычай из круга магических действий: невеста посылала брата «срубить баню» (он постукивал топором по брёвнам), перебирала в причете, забраковывая их, разные дрова – осиновые, сосновые, еловые и пр., звала девок с собою. Белая баня устраивалась утром венчального дня, т.е. на другой день после реальной бани.

     Возвратившись из бани и отпричитав, невеста уже ожидала к себе подруг. Соблюдались определенные сроки: баня (мытье) в 8-9 утра; в 10 часов обряд «за полетки денежки» - отец давал невесте деньги, мать хлеб; к 5-6 часам невеста усаживает подруг. Перед этим, после бани, невеста прощалась с окошками и клала поклоны за царя, царицу и царёвых деточек.

Севогоднее- годьице
Сон-от девице привиделся –
Потеряла я, девица,
Честну дивью-ту красоту,
Свою дивью-ту волюшку.

Дак охти, я позабыласе,
С окошецком не простиласе.
У кормильца-то, у батюшки
Гостьей я нагостиласе,
Хлебы белые я изъела,
Все цаи-то извыпила.
Дак под етим под окошецком
Не сидеть мне да не сиживать
Красною-ту девицей,
Только злою молодицею.
Прощай, среднее окошецко…
Прощай кутнее окошецко…

     В беседе с Пелагеей Степановной я выяснил значение некоторых слов, речевых оборотов, понятий, которые в современной жизни почти не используются, например, «яловие дрова» - из бесплодного, не дающего плода дерева; «паруша», «парцева» - парная баня, с хорошим паром; «ухлестаться» («христаться») – обрядовые падения невесты на землю с причётами; «коленкоровка» - женская рубаха с коленкоровым( тонкая ткань) верхом и холщевым, более грубой ткани, низом. Хозяйка представила также целую коллекцию сохранившихся у ней сарафанов, которые отличались по материалу и назначению: от будничных из поскони – льняной домотканины, до праздничных, атласных.

     К сожалению, современная свадьба утратила былые традиции и многие обряды прошлого. Вряд ли наша молодая будет причитывать в бане или в душевой кабине. Произошло падение причети, прощания с окошками, хлестание и др. «Другое время», говорим мы. Действительно, свое влияние оказали объективные факторы, как-то: смена культур, скрещивания, передвижки больших групп населения, переносы явлений более поздней цивилизации на новую почву. Главное, что сами ритуальные элементы свадьбы, в том числе и баня, гораздо важнее для участников, нежели их временная последовательность или соотнесенность с тем или иным днем.

     Следует отметить принципиальное единство традиции старинной русской свадьбы, где повторяются и варьируются одни и те же темы, одни и те же образы. Примерная схема обряда, в которой посещение бани оказывается в центре событий.

1. Сватовство
2. Осмотр места (хозяйство жениха)
3. Запоруки (закрывание, завешивание невесты)
4. Неделя. Отец невесты заваривает пиво. Приезжает жених с подарками.
5. Свадебный день: начинался он с бани, после чего невеста собирала и рассаживала подруг; приезд жениха; выкуп стола; «здравствование» (поздравление невесты жениховой стороной); вывод невесты «перед столы»
6. Венчальный день
7. Встреча после венца: заключительный пир у молодого с обрядами встречи молодой, буженье молодых утром
8. «Хлибины»: поездка молодых к тёще на блины
9. «Перегостьба», или «прочестье»: ответный заключительный пир у молодых.